Устранение вибраций BMW 730 LI F

В данной статье хочу рассмотреть борьбу с различного рода вибрациями, портившими впечатление о владении BMW 730 LI F-01 и непомерно тратившими нервные клетки хозяина автомобиля. 

К слову сказать у многих владельцев таких автомобилей схожие проблемы и далеко не всем удается их решить. Нам она тоже попила крови.

 

Владелец жаловался на жуткую вибрацию при скорости движения 90-120км/ч. В ходе пробной поездки на машине ощутил на себе как мощный BMW превращается в мощный вибратор, способный наверное даже камни в почках расщепить (смех сквозь слезы владельца).

 

Немного предыстории или никаких секретов. Вдруг кому-то еще наша статья поможет! Как оказалось автомобиль был куплен уже с вибрацией и видимо предыдущий владелец безуспешно с ней боролся. Вибрация такой частоты может возникать от карданного вала, когда он входит в резонанс с кузовом автомобиля на определенных оборотах.

 

При осмотре карданного вала первым, что бросилось в глаза это распущенная гайка крепления фланца хвостовика заднего редуктора. Владелец рассказал, что менял его на неоригинальный т.к. оригинальный стоит довольно дорого. Сняли фланец и немного удивились его чрезмерно сложной конструкции, чем руководствовались немецкие инженеры, проектируя такую хитрую конструкцию не ясно. Но ясно то, что изготовить и установить такой фланец на уже подношенные шлицы довольно непросто. Затем решили проверить установочные поверхности фланца на предмет соосности и перпенидикулярности.

И выявили, что центрующий вал фланца для установки карданного вала имеет как несоосность со шлицевым соединением фланца, так еще и торцевая часть шлицев фланца была неперпендикулярна оси вращения самого фланца (вот закрутил-то). Что могли, поправили (торцевую часть). Фланец установили на место, резьбу обработали фиксатором (разъемным) и "с душой" затянули. Центрующий вал фланца для установки карданного вала пришлось выставлять по индикаторной головке в процессе затяжки гайки.

 

Идеала получить все равно не удалось биение с 0,63 снизилось до 0,27 мм. Сам карданный вал прокрутили на балансировочном станке и никаких дефектов балансировки не выявили, так блохи по плоскостям коррекции. Собрали все обратно, пробная поездка и..и...и....и??? Эффекта НОЛЬ! Машина вернулась с вибрацией, а владелец с комом в горле.

 

Стали думать что делать дальше. Тут как обычно подоспели разного рода советчики. Одним стало сразу ясно что это колеса кривые, другие приговорили привода, третьи - задний редуктор, четвертые - задний сайлентблок редуктора, но им даже невдомек было, что частота вращения колес и приводов далека от частоты возникавшей вибрации. Поэтому все они были собраны в мелкую кучку и отправлены дружно лесом. Тем временем владелец BMW продолжал переживать, но все же не терял веру в успех начатого дела (а это самое главное в любом деле), а куда ему деваться ведь до нас никто ему помочь так и не смог. Да и нас это задело, как это мы такие опытные, отремонтировали не одну тысячу карданов и тут на тебе!

 

Загнали машину на 4-х стоечный подъемник, вывесили заднюю ось на траверсе, завели двигатель и включили на коробке переключения передач режим "DRIVE". При осмотре вращающегося карданного вала обратили внимание на его заднюю часть, она имела видимое глазу биение. Обычно все проблемы балансировки кардана устраняются на балансировочном станке, но данный случай стал исключением. Вал пришлось балансировать по месту! Скажу сразу сами не думали, что все отлично получится, занимаемся таким крайне редко. Благо имеем специальное оборудование, позволяющее производить балансировку тел вращения (карданных валов, роторов электродвигателей и прочего) без их демонтажа. Балансировочный груз при такой балансировке крепится хомутом.

 

 

Собрали машину и поехали тестировать. На ровном участке дороги постепенно набираем скорость и..и...и....и готовые к любому исходу, с замиранием ждем как поведет себя автомобиль, проходим порог скорости 90 км/ч - вибрации нет, 100км/ч - нет, 120км/ч и дальше - тоже нет. Глядя в этот момент на сидевшего за рулем хозяина автомобиля вижу, как улыбка на его лице постепенно расплывалась от уха до уха и мрачное выражение лица сменяет искренняя неподдельная детская радость. "Мне нравится!" - сказал он и начал снижать скорость надавливая на педаль тормоза. Но тут открылась еще одна проблема. На фоне былой вибрации совершенно не чувствовалось биение при торможении автомобиля. И снова на подъемник, протачивать тормозные диски.

 

На вид передние диски недавно менялись, а вот задние повидавшие виды.

 

Немного теории и практики по работе с тормозными дисками перемешанные в его величество бесценный опыт.

 

Сразу стоит заметить, что проточку тормозных дисков мы производим на полноценном токарном станке относительно базовой плоскости крепления тормозного диска к ступице автомобиля. И никакие рассуждения на тему, что неправильно протачивать тормозные диски на токарном станке, и что протачивать их надо только не снимая со ступицы специальной установкой не имеют смысла, т.к. созданы эти установки исключительно для автосервисов, которые не имеют/не хотят возможность поставить себе полноценный токарный станок и содержать в своем штате токаря. Да и очистку привалочных поверхностей ступица-тормозной диск необходимо производить периодически, потому что при отворачивании болтов/гаек колеса, тормозной диск может отходить от ступицы и ржавчина, образовавшаяся между их привалочными поверхностями может локально скапливаться, образуя наросты и соответственно вызывать биение тормозного диска.

 

Обычно очистка тормозного диска или ступицы производится железной щеткой, в редких случаях шабером.

 

 

Очищенная ступица.

Очищенные тормозные диски.

Проточку начали с задних дисков. Они составные и ступица у них алюминиевая. Внешняя часть ступицы оказалась довольно избитой, имеющей зазубрины от молотка.

Обе рабочие поверхности и при необходимости привалочная поверхность для колесного диска обрабатываются с одной установки.

Видно, как побита данная поверхность (проточена "как чисто").

При проточке помимо искривления дисков были видны локальные углубления, что говорит о неравномерной толщине тормозного диска - основном "генераторе" вибраций при торможении автомобиля.

Та же операция проводится и с передними дисками, которые оказались намного ровнее задних.

На них протачиваются только рабочие поверхности. Далее после проточки передние диски такого размера необходимо проверять на дисбаланс и при необходимости балансировать.

Начальный замер переднего тормозного диска.

После балансировки дисков устанавливаем их на автомобиль.

Затем очищаем колесные диски и устанавливаем их на место.

Собственно после всей проведенной нами работы, машина действительно начала дарить ее владельцу радость, а нам подарила бесценный опыт.